?

Log in

No account? Create an account
   8  марта. Вроде  сегодня праздник,… - red_nadia [entries|archive|friends|userinfo]
red_nadia

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

[Mar. 8th, 2014|03:28 pm]
red_nadia
   8  марта.
Вроде  сегодня праздник, основоположницей которого  была Клара Цеткин.
Но его у нас сроду так никто  не трактовал. Теперь стыдливо имнуют вполне себе советский  праздник  днем  весны. Ну, пусть так.
Но  преодолела века другая женщина.  Я сегодня о ней.  ( Перепечатка)
  Александр  Раменский, " РН"  N3,  1996 г.
"... А  вот Эсфирь.
Целая  книга , исполненная  страстей и романтики любви- чем не изящный  и долгожданный поворот темы?
" Красива станом и пригожа лицом..."
Жила Эсфирь  у многоопытного Мардохея  Иудеяина  воспитанницей.
Взял ее сердобольный, поскольку ни отца, ни матери у сироты- племянницы.
Вместо дочери взял , надо полагать, потому что у самого тоже- ни жены, ни детей.
Всякое  бывает.
" А было это во дни царя Артаксеркса, который правил ста двадцатью семью областями от Индии до Эфиопии."
Стараниями Мардохея попала Эсфирь на " конкурс красоты", а затем и ко двору царскому- исключительно по своим природным данным, тут обману не было.
" И полюбил ее Артаксеркс более всех жен своих и сделал Эсфирь царицей."
Только дядя Мардохей строго- настрого приказал ей ни слова царю о сожительстве с ним, равно как и о том, что Эсфирь - иудейка. Знал, видно, что делал. Так она и поступила, скрыв анкетные данные...
Жили и жила  себе Эсфирьпод царским кровом - ни забот, ни трудов не зная.
Одна у нее обязанность имелась- к Артаксерксу  по вызову. Без  такого приглашения никто и шагу не смел ступить в царские покои - смертью каралось
своеволие.

Однако и святость Эсфири  нам , христианам  несмасленным,  странноватой
представляется, не говоря уж про Мардохея.
Ну да Церкви  виднее. "Почтенный Мардохей тем временем поблизости царского дома отирался - так, на всякий случай. Вдруг надобность какая в нем, многоопытном, обнаружится?
И случай, как это водится, не замедлил представиться.
Подслушал расторопный наставник Эсфири разговор двух евнухов странный.
Что- то о царе  толковали. Вообще- то, понятно, что не о женах его многочисленных. Те им без всякого интереса - глаза бы не глядели на егозливых.
О ком же еще беседы вести людям придворным, как не о царе?
Однако Мардохей, сиекнув себе интерес дальний, тут же к Эсфири кинулся:  так,
мол, и так, дочь моя сладостная, недоброе  замышляют евнухи окаянные- царя нашего  любимого извести удумали, упредить надобно врагов- Артаксерксу донести немедля.  А еще велел Эсфири  вставить словечко, что это все он, Мардохей, ревностно уследил  и про заговор вызнал.
Эсфирь сделала все, как велено было.  Дело у них таким образом сладилось, и евнухов суесловных , само собой, повесили.
Мардохей с тех пор уже у самых ворот царских посиживать стал- не то награды ожидая, не то каких милостей царских. Слегка вознесся в душе, не без этого, как говорится. Но, с другой стороны, как бы даже и чересчур: с самим  великим князем Аманом , любимцем царя, не здоровался нечестивец. Все ниц перед Аманом падают, как то и положено по этикету дворцовому, а Мардохей пейсы на палец  накручивает и в упор князя не видит. Обремененный делом знатным и словом, царю угодным, не жалует вниманием  всяких встречных - поперечных.
Короче говоря, достал он Амана  своей задумчивостью. И взялся тот, озлившись вконец, разбираться- кто таков да откуда будет?
И разобрался.
И разгневался до такого предела, что решил, по княжескому своему величию, не единого Мардохея занюханного наказать, а весь тот народ " мардохеев", который, как  выяснилось, недурно в царстве прижился - ни налогов не платит, нт законов не соблюдает, ни указам царским не повинуется.
Артаксеркс озабоченно внял  доводам Амана, и мыслью государственной обогатился: пора, дескать, кончать в царстве с подобным бардаком, а заодно и с
этим народом- вредным, скверным и наглым. Тут открылось, что и Эсфирь тоже
не благородных кровей - иудейка презренная. А коли так, то и ее перестал звать к себе  Артаксеркс, хотя и тянулся памятью плотской к стану пригожему и податливому.
Плохо дело. Тридцать дней прошло- не зовет. Понял тут Мардохей, что влип по дурости своей непростительной.  Сейчас бы и сапого Аману бородой начистил- ярче солнца сияли бы. Да поздно. Уж так неладно все обернулось, что теперь, небось, и о доносе Мардохеевом никто не вспомнит. Хотя, как знать, может, еще и хуже  станет, если вспомнят.
Отринул Мардохей мысли о сапогах Амановых - не поможет. Только Эсфирь  и могла спасти отчима  своего, загордившегося не в меру.  А если повезет, то и всех иудеев, над которыми Аман расправу замыслил.
Как спасти? А это уже забота Эсфири. Как учил дядя Мардохей. Инче, чего ради он старался- пестовал, нежил? Настал час искупления - всю науку должна вспомнить, улестить Артаксеркса.
Риск, конечно, велик был- к  царю без вызова. Ну да в е одно уж теперь.
Нарядилась Эсфирь приманчиво взору властителя, умастилась щедро и всесторонне- и будь благословен, неизреченный!..
Попала, однако, удачно, в светлую минуту, не озлился царь, милости удостоил, приласкал, соскучившись. Ну и Эсфирь в тот день " лицем пригожим" в грязь не ударила, равно как и иными  местами. Артаксеркс, умягченный до истомы, готов был ей, благодушествуя,  " хоть до полуцарства"  отвалить. Однако теперь, если в рассуждение взять, что ей то полуцарство , когда при надлежащем подходе и целое может обломиться?
Словом, мало- помалу Эсфирь так поправила дело, что в итоге Артаксеркс  и Мардохея, как бескорыстно преданного,  возвысил необычайно, а великого князя Амана, прошлого любимца своего, повесил на том дереве " вышиною  в пятьдесят локтей", которое  тот для Мардохея  облюбовал.
Почему?
Так получилось, что Аман допустил  ошибку трагическую, когда шепнула  Эсфирь
царю про Мардохея, не облагодетельствованного по сю пору за  свой сигнал о
заговоре евнухов. Скверно получилось у Амана , хуже не бывает.  Спросил его
Артаксеркс , " какую дать почесть и отличие человеку , которого царь наградить
хочет?" Имени   Мардохея не помянул при этом, чтобы по справедливости товет был.
Аман, бесхитростный,  и рад стараться: " ...в царские одеяния облечь, и коня дать,  и на площади городской приветствовать, как первого князя..." Полагал Аман, что
это его царь  имеет в виду наградить, и промахнулся.
Все то Мардохей  Иудеяин и получил от царя.
" Аман же поспешил в дом свой, печальный и закрыв голову."
Эсфирь , неугомонная, дальше интригу плетет, как и задумано  было с Мардохеем,
и даже больше того, что задумано.
На следующий день по ее желанию пир во дворце затеяли, и Амана на тот пир
призвали неутешного. Так Эсфирь подсказала царю, чтобы и Аман явился.
Артаксеркс принял напитков и яств по - царски  и слушает возбужденный, что ему Эсфирь нашептывает про Амана. Всякого наговорила, но пуще всего озлился царь, когда услышал доселе неслыханное: " Враг и неприятель- этот злобный Аман!"
И впрямь- все веселятся, а князь, будто недоброе что обдумывпет про себя, может, даже и козни против царя замышляет.
Артаксеркс, гневом и вином отуманенный, "встал с пира  и пошел в сад при дворце". Должно быть, успокоиться хотел, чтобы не рубить сгоряча, кто знает.
Аман же, на беду свою, еще раз подставился. Когда, наконец, собразил,  что
" определена ему злая участь от царя", к Эсфири бросился, к самому ложу, на котором она возлежала с царем на пиру, и дал волю чувствам оскорбленным:
" Что, мерзавка, творишь? !  Твой Мардохей- гад последний, и ты заодно с ним. Останови царя!"
Как раз в эту минуту и царь из сада возвратился. И картину эту узрел. Тут ему
не только вино, но и кровь в голову бросилась: померещилось на миг, что Аман
на Эсфирь поелюбодейством позарился- вот, значит, что замышлял за пиршественным столом, змей!
Вразумить бы Эсфири господина своего распалившегося, что, мол, ничего подобного и в мыслях Аман не держал. Однако молчит бестия, станом раскинувшись обессиленно, как бы не отрицая злоумышлия подлого.
Тут и конец пришел Аману.  И его планам призвать к порядку иудейство распоясавшееся.
Такие вот страсти в доме царя персидского  разыгрались.
Только это еще не все страсти были. " Мардохеев народ" легким испугом  отделался, и рад себе. Эсфири же мало того показалось. Требует она от Артаксеркса письменной отмены  указа о наказании иудеев по всему царству, которое Аман замыслил, а Артаксеркс  одобрил. Тот, видно, совсем уж обалдевший, позволил ей с Мардохеем, ставшим правителем  дома Амана, написать в новом указе об иудеях все, что они пожелают. И перстень дал свой с
печатью царской - указ новый скрепить, как положено.
Надиктовали они писцам от души: "...к каждому народу на языке его, и к Иудеям письменами их и на языке их". Во все сто двадцать семь областей указ направили- " на конях, дромадерах  и мулах царских." Чтобы, значит, как можно
быстрее дошел указ, куда надо и кому надо, и тот, кто прочитает, поймет, как надо.
А в указе и без того ухищрения- яснее ясного сказано Мардохеем от имени царя:
"...истребить, убить и погубить  всех сильных в народе и в области,  которые во вражде с иудеями, а с ними и детей, и жен, и имения их разграбить. "
Тринадцать дней шла резня по всей Персии - от Индии до Эфиопии. И сопротивляться  персы не смели, потому как слово  царской печатью скреплено- не уклониться от исполнения. Кто иудеем сообразил назваться, тот и спасся.  Но
таких немного нашлось желающих.
Семьдесят пять тысяч человек истребили иудеи. А десятерых сыновей Амана ,
мало, что убили, так еще и повесили потом, как Эсфирь повелела.  В общем, славно  повеселились  Мардохеевы соплеменники.
Сам же Мардохей, силу обретший великую, лапсердак скинувши, щеголял отныне  " в царском одеянии яхонтового и белого цвета, и в большом золотом венце".
Для вящего возвеличивания деяний своих- собственноручно отписал он всем иудеям повеление, чтобы они  " установили каждогодно  празднование в честь радостного события и сделали  дни пиршества и веселия, посылая подарки друг другу."
И чтобы Мардохея своего не забывали.
" И назвали эти дни Пурим, от имени : пур, жребий"  ( Есф. 9. 24)
А еще этот замечательный праздник  евреи в его мира  называют " Мардохеевы дни." Такой выпал им жребий.
Целая книга в Ветхом завете  посвящена иудейской Мата Хари. Весьма почитаемая  Эсфирь- истинно дочь своего народа.
Это ведь только в нашем Отечестве  своих пророков не жалуют да  героев  не
помнят - кого тут винить станешь?
А Пурим  будут совсем  скоро праздновать, меньше недели осталось.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: ironyak
2014-03-08 01:36 pm (UTC)
Господи, ну как же вас колбасит, бедолага...
И не обидно ли вам, что евреи, коих меньше полупроцента населения, всем заправляют, вершат судьбами и владеют умами? Что за беспомощность и безволие перед лицом грядущего Пурима?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2014-03-08 02:39 pm (UTC)
Нет, люблю историю.
Спасибо.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ani_al
2016-02-01 09:01 pm (UTC)
Спасибо. Очень интересно.
И правдоподобно.
У Вас хорошо получается писать, Надежда :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2016-02-01 09:03 pm (UTC)
Спасибо. Неля, но это не я написала, а тот же автор, что и про Плисецкую.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ani_al
2016-02-01 09:14 pm (UTC)
Я поняла. Вы про себя говорили, что печатаете плохо. К этому.
НЕкоторые огрехи ещё есть, но всё поправимо.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: inbelousov
2016-03-02 03:46 am (UTC)
Слов нет...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ss69100
2016-03-08 09:15 pm (UTC)
Любят они кровушку беззащитным пускать. Да приватизировать всё что ни попадётся. Даже дни календаря.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: Sofij Brutko
2017-03-25 06:10 pm (UTC)
Весьма ловко всё извратили. Хорошо поднаторели на подделках. Свою историю во все века лепите в угоду заказчиков и чужие сказачно искажаете. Прямо-таки талант.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2017-03-25 06:50 pm (UTC)
Спасибо!
Про Плисецкую сбросить?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: Sofij Brutko
2017-03-25 07:43 pm (UTC)
Про Плисецкую ? От вас ???? Увольте.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2017-03-25 10:04 pm (UTC)
Однако, обидели! Ну, как хотите. Сами ж похвалили :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ss69100
2017-04-01 04:20 pm (UTC)
Когда встречаю слова вроде „Эсфирь, Мордехай, Пурим, евангелие, Иисус” - становится чисто физиологически не по себе. Будто вылез из выгребной ямы.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2017-04-01 05:01 pm (UTC)
Аналогично.
(Reply) (Parent) (Thread)