?

Log in

No account? Create an account
23 октября. Стена скорби" и коллективная вИНА. Александр Щипков… - red_nadia [entries|archive|friends|userinfo]
red_nadia

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

[Oct. 23rd, 2017|10:45 am]
red_nadia

23 октября.

Стена скорби" и коллективная вИНА.


Александр Щипков о новом памятнике жертвам политических репрессий.

Об авторе: Александр Владимирович Щипков - доктор политических наук, профессор философского факультета МГУ, член Общественной палаты РФ

В Москве на пересечении проспекта Сахарова и Садового кольца установлена «Стена скорби» - монумент жертвам репрессий советского периода. Событие знаковое, поэтому особую важность приобретает вопрос: способен ли данный монумент выполнить своё предназначение? Может ли он встроить тему ГУЛАГа в общую картину национальной истории таким образом, чтобы не углубить гражданский раскол вековой давности, но снять напряжение, обратив чувства граждан к общим ценностям, которые не могли быть уничтожены даже революцией, гражданской войной и террором?

Репрессии и их центральную «сакральную» дату, 1937 год, определяют как причину всех бед, постигших СССР. На самом же деле репрессии — это не причина, а следствие. Причина — народный раскол и гражданское противоборство. 1917 год — причина, а 1937 год — следствие. Революция — причина, ГУЛАГ — следствие.

Запрос общества на концептуализацию темы репрессий и увековечение памяти погибших существует давно. Но, к несчастью, всё это время, примерно последние 30 лет, проблема не выводилась за рамки идеологических и политических противостояний. Она использовалась разными политическими сторонами в ходе актуальной политики (вспомним хотя бы 1993-й или 1996-й годы). Такой подход лишь сообщал трагедии национального раскола новую энергию, углублял его.

Неблагоприятную тенденцию необходимо переломить. Попытки сделать это предпринимались. Например, в виде храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на крови, что на Лубянке. Концепция этого храма отражает современное звучание темы репрессий и выполняет важнейшую задачу – примирение нации. Ведь без этого примирения мы не застрахованы от новых противостояний.

К сожалению, приходится усомниться в том, что «Стена скорби» скульптора Георгия Франгуляна в должной мере выполняет задачу гражданского примирения. Монумент представляет собой скульптурный рельеф, заполненный грудой человеческих фигур, с надписями «Помни» на разных языках. Первое, что обращает на себя внимание — искажённые и стёртые лица. Они сливаются в безликую серую массу. Так они отражались, скорее всего, в сознании начлагов и вертухаев… Посетителю представлен, как это ни парадоксально, взгляд палача, а не жертвы. Стилистически монумент выдержан в духе авангарда 1980-х (безумно устаревшего сегодня), хотя подлинная трагедия – явление, во-первых, архетипическое а, во-вторых, должна возвышать чувства зрителя. В данном случае все происходит ровно наоборот. Не отпускает ощущение какой-то фатальности, затягивающей воронки истории, непрекращающегося ада, к которому как бы приговорены и прежние и все последующие поколения – те, кто, по мысли автора, должен «помнить». Поэтому здесь царят скорбь, безысходность, отверженность, одиночество, осуждение.

Иными словами, отсутствует нравственное переосмысление и мудрая дистанция по отношению к трагедии. Идеология проекта утверждает, что лагеря и репрессии – это не преступления конкретных людей, а неотъемлемая часть идентичности наших соотечественников. Именно этот месседж заложен в данной работе, равно как и во многих предшествующих. Таких как «Маска скорби» Эрнста Неизвестного в Магадане или «Сфинксы» Михаила Шемякина, установленные напротив Крестов в Петербурге. Это не случайность и не «авторское прочтение», это системное продвижение определённой идеологии.

Обществу нужен памятник невинным жертвам, а не памятник ГУЛАГу. Вряд ли является хорошей идеей совмещение ракурсов палача и жертвы – напротив, их надо всемерно разделять. Ведь каждое преступление имеет вполне конкретных заказчиков и исполнителей. А тяжесть вины определяется конкретным перечнем деяний. Вместо этого нам – потомкам невинных жертв – предлагается чувствовать себя соучастниками преступления. 

Такой подход продиктован концепцией «коллективной вины», которая активно продвигается либеральной трактовкой темы репрессий. Если это так, то ситуация с монументом вызывает не просто сожаление, но серьёзную тревогу. 

Памятники закрепляют психологическое отношение народа к определённым историческим фигурам, явлениям, понятиям. Памятники репрессиям, выражающие только бесконечную скорбь, — воспитывают в обществе чувство вины. 

Такие памятники как «Стена скорби» накладывают на общество и государство груз вины за прошлое. Один из идеологов проекта прямо говорил, что Российская Федерация является правопреемницей «тоталитарного» СССР. Идея коллективной вины очень удобна для политического освоения темы репрессий. Если возложить вину на весь народ, то использовать его «покаяние», конвертируя его в ощутимые политические бонусы, можно сколь угодно долго: «Ты виноват! Искупи вину в протесте!». 

Тема репрессий сегодня приватизирована политическим меньшинством и рассматривается как долгосрочная психологическая подпитка протеста. Увы, но и этот монумент, и все подобные будущие монументы, которыми планируется покрыть все российские города, призывают направить гнев против собственного отечества, против самого себя. Вот главная политическая задача, которая концептуально зашита в сооружении на проспекте Сахарова на десятилетия вперёд. Сам выбор места указывает, что этот политический ресурс отдаётся на откуп современным протестным меньшинствам.

Памятник «Стена скорби» — это кенотаф, то есть могила без захоронения. Могила должна создавать определённое состояние души, которым хочется поделиться с усопшим. По могиле хорошо видно, какие чувства родственники испытывают к покойному, как они за него молятся и молятся ли. Если она мрачная, тёмная и тяжёлая — значит, родственники не могут простить смерть близкого человека, как Богу, так и самому усопшему. Если надгробие наполнено жизнью, светом и заботой — значит, усопшего по-настоящему любят. В русской традиции в могильных памятниках нет страстей, страданий и боли. Есть радость, утешение и покой. 
Какие эмоции будет вызывать «Стена скорби»? 

У одних — чувство личной вины: «Мы тут радуемся, а им там плохо». То есть чувство слабости, беспомощности, ослабление воли — все симптомы чувства вины, в данном случае немотивированной. У других — чувство совершающейся сатисфакции, победы над «этим» государством, которое «само себя высекло» и над обществом, которое виновато в том, что создало такое «душегубное» государство. 
Идея «Стены скорби» на Сахарова работает на фрагментацию общества и политическую коммерциализацию истории. Это, конечно, неестественная и ненормальная ситуация. 
Нам сегодня необходимо раскрыть и понять глубинную природу репрессивных практик советского периода. Нельзя соглашаться с лукавым утверждением, что ГУЛАГ в России возникает неизбежно и закономерно, а Освенцим, Бухенвальд и Талергоф в Европе — исключение и случайность. 

Рассматривать репрессии следует как составную часть всей череды трагедий и испытаний всего народа, не отделяя их от Первой мировой войны, революций, гражданской войны, голода, гонений на Церковь, Великой Отечественной войны.

В ситуации, когда само государство увековечивает память жертв репрессий через языческую идею неисцелимой скорби, виноватым становится народ. Но народ — главная жертва тех трагических лет, которые привели к массовому разрыву мировоззренческих, родственных и культурных связей. Забота о народе, недопущение подобных разрывов в будущем — вот лучшее средство от репрессивных рецидивов в будущем. 

«Стена скорби» закладывает в современную идентичность народа противоречие, основанное на чувстве коллективной вины, закрепляет в общественном сознании тезис о нас как народе-убийце, служит не консолидации, а фрагментации общества, не предотвращает возможность повторения репрессий в будущем, а конвертирует этот исторический сюжет в протестную политическую энергию.
.........................................

Поздно заметался автор. Сам, все сам... Столько успел настрочить! Нечего теперь волосы жалеть, когда голову лично помогал сносить.
Нет сомнений ( лично у меня, по крайней мере)  в честности и порядочности автора. Однако, однако... По делам судите...

Всем здоровья.

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: flint_954
2017-10-23 08:20 am (UTC)
+1
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2017-10-23 11:01 am (UTC)
Мне иль Щипкову ????!!!!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: flint_954
2017-10-24 08:59 am (UTC)
Вам, конечно, какие могут быть вопросы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: Nadezhda Afanasyeva
2017-10-23 08:56 am (UTC)
А.В. Щипков- очень достойный человек! Прочитай про его жизньhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A9%D0%B8%D0%BF%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2017-10-23 09:39 am (UTC)
Знаю, как облупленного. В Литературке бессменный автор.
Ну, получили?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: Nadezhda Afanasyeva
2017-10-23 09:05 am (UTC)
На " Русской линии" много его статей, вот одна из них -" на пороге мировой перестройки"http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/04/2017-04-27/na_poroge_mirovoj_perestrojki/
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2017-10-23 09:43 am (UTC)
Надь, вам же все равно- конец света, вы ж готовитесь ...предстать и т.д.

Вот только безмозглые могли ТАК оценивать свою наисложнейшую историю. Историю Победителей, нравится вам иль нет.

А теперь , глядишь, и "огрызок " Союза не уцелеет.
Строчил, строчил в каждом почти номере.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: Nadezhda Afanasyeva
2017-10-23 10:29 am (UTC)
Не поняла, кто что получил? "Собака лает-караван идет" Получим то, что заслужили, надо не ругаться друг с другом, а искать точки соприкосновения. Родина у нас одна-Россия, будем переживать вместе все трудности, выпавшие на ее долю. Кто не считает ее своей-скатертью дорога!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2017-10-23 10:58 am (UTC)
" Моя Родина Советский Союз,
Я люблю его и этим горжусь..." А.Харчиков, на всякий случай.

Как-кое с вами соприкосновение, когда вас от имени Сталина корежит? Свиньи неблагодарные...

Ночью вытащила всё из шкафов. Шагу не шагнуть. Переберу, думаю, приготовлю на отправку...
Видать, в лес пойду бревнышки тягать. Иначе не успокоюсь.

Да, про скатерть и дорогу. Как насчет доставщика огня господина Якунина?...Шувалова?...и далее по списку членов правительства, Думы, Совфеда?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: Nadezhda Afanasyeva
2017-10-23 11:19 am (UTC)
Надь, тебе Валентин дал хороший совет- поберечь желчный пузырь... Что ты всех в одну кучу сваливаешь? Названные тобой люди от меня так далеки по жизни,как в море корабли, я ничего про них не могу сказать.Меня лично не корежет от имени Сталина; в его время ни я ни ты не жили, только есть воспоминания людей той эпохи, а там были разные судьбы.То, что он великий человек-это ясно, то, что он как человек имел недостатки и совершал ошибки- это также бесспорно. Речь должна идти о том, как МЫ сейчас должны прожить свою жизнь, что можно хорошего и доброго сделать в оставшееся короткое время жизни, что от нас зависящее можно сделать. Уж точно, не ругаться со старыми друзьями, которые ничего плохого не сделали!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2017-10-23 11:55 am (UTC)
Елки-палки, тебе найти твои защитные комменты про Якунина????
Ты ж рубашку рвала на груди! А теперь ничего не можешь сказать? Даешь.

Ты видела последний ролик у Юры? Ну, собирались там.
Не получается никак. Гири прошлого тянут.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lumava1
2017-10-26 01:33 pm (UTC)
Наш народ столько веков трудился на благо, но на чьё благо? А ВЫ предлагаете искать пути соприкосновения с подлым отродием, которое продолжает мучить добрый и трудолюбивый русский народ, настолько толерантный и терпеливый, что кажется это свойство русского человека не иссякаемо. В талмуде или упущено или намеренно нет и слова о терпении к тебя мучающим, но почему то в подсунутой ими нам "книге из книг", кажется строками величиной со вселенную и только для христианина, указано, чтобы мы были смиренны и терпеливы к этим же мучителям. Бред! Нам нужна своя религия, и не ВЕРА совсем, а только религия, в которой как и 2000 лет назад была бы заповедь не только о кровной мести но и справедливом наказании негодяя не каким то вымышленным карателем, а, непосредственно, судом человеческим. Знать Вас, Надежда Афанасьева, в жизни ни разу не облапошили, или Вы, наоборот, всех облапошивали(чисто аллегорически выражаюсь), или до того Вы зазомбированы ВЕРОЙ, что у меня и слов нет. Каждому своё, но по справедливости. Вы лучше спросите у узурпаторов не только власти но и владения природными ресурсами, где наша справедливая доля, и вам они ответят, что если у вас есть хоть несколько акций, то и помалкивайте,а то и это отберем. А акции наверное есть....есть. Ведь защитники собак(я повторяюсь)за собачье дело дерут задницы до тех пор,пока они не загрызли их чадо. Полюса мгновенно поменяются.Ждите и своей незавидной доли, которая уже замучила давно несчастного русского человека.Без карканья.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lumava1
2017-10-26 12:30 pm (UTC)
Возведите монументальную статую ТАРАКАНА в Москве на Красной Площади, напишите на постаменте о его несчастьях от ЛЮДЕЙ, и ВЫ увидите, что омерзительного отношения к нему ничуть не убавится, а наоборот только усилится отвращение к этому мерзкому типу насекомообразных. Очень ведь живуч подлец!Такое чувство вырабатывается не одним десятком лет, а чуть ли не вечностью. А кто то хочет "стенами" да "стеллами" перегрузить наше сознание за столь короткий промежуток. Мы то можем проявить толерантность, но услышит ли или поймёт нас ТАРАКАН?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2017-10-26 02:26 pm (UTC)
Толерантно!!!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lumava1
2017-10-26 01:47 pm (UTC)
Всё тут написано витиевато, мудрёно, с каким то осторожным подходом. А написать то нужно было всего пару слов и понятных. Нужно было написать, что "стена скорби" по евреям в Москве, имеет значение, как и "стена скорби" по русскому человеку в Иерусалиме, одинаковое. Если бы правительство Москвы поставило такое условие, то вопрос об установке этой стенки в Москве сам собой бы и отпал.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2017-10-26 02:27 pm (UTC)
Ага, разбежался. Стены только для них:-)
(Reply) (Parent) (Thread)