?

Log in

No account? Create an account
2 апреля. За окном - жуть настоящая. Дождливый снег, как в ноябре.… - red_nadia [entries|archive|friends|userinfo]
red_nadia

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

[Apr. 2nd, 2017|08:21 am]
red_nadia

2 апреля.
За окном - жуть настоящая. Дождливый снег, как в ноябре. На огород плюнула, теперь жду, когда само всё растает. Верно, соседи мои не без ехидства мимо меня проходят, ибо вместо чистого асфальта ледяные колдобины.  Ладно.

Я вот печатала бесхитростные записи моих земляков . О войне.
Когда я прошлым летом у племянницы Раисы Георгиевны была, то, напоминаю, она мне, постороннему в общем-то человеку, отдала их записи.
Уже прощаясь, несколько робко молвила, мол, и мама тоже на фронте была. " Теть Люся?"-  я ушам не поверила. Завдетсадом, вечно то про отопление разговоры, то гоняла нас с  площадки их  садика...
Уже буквально в дверях рассказала совершеннейшую фантастику, как спасся от расстрела ее отец. " Дядь Миша?"- повторила я опять с изумлением. Начальник электросетей, ну, бытовуха бытовухой, сами знаете.
Каюсь, меня одноклассница буквально за юбку дергала, мол, ну, кому это интересно, я попрощалась. Однако из Москвы позвонила и попросила переслать, что осталось от родителей. Вроде тоже записи какие-то.
И сейчас сижу разбираю почерки.
Писали не для печати, это точно. Для детей ли, внуков ли, бог весть. Скорее, для себя. Может, тоже в непогоду юность вспоминали.

Меня охватывают странные чувства. Изумление. Что эти люди, которых я отлично знала, могли запросто и не вернуться. Быть убитыми.
Восхищение.  Черт возьми, ведь вели на расстрел, а он выкинул фортель! И жив.
И...жгучий стыд. СТЫД.
Их уже никого нет в живых. Но отлично помню, что в 90-е именно они пытались перекрыть ж.д.ветку Москва -Волгоград в знак протеста против политики Борьки Пьяного.
А мы? Мы предали своих отцов и матерей.

Надь, я для тебя  вот это стихотворение помещаю. Да, да, ТАМ, как ты любишь выражаться, все ответят.
А пока мы тут.

Гусаченко Евгений Михайлович

Мы, молчуны, тех окаянных дней...

 Я не был на войне

 И не узнал,

 Что это значит –

 Братство фронтовое,

 И потому, наверное, в подвал

 Меня загнали быстро и без боя.

 Подвал корыстных, путаных идей,

 Как нас тут много

 Из пятидесятых…

 Мы молчуны тех окаянных дней,

 Когда рубились

 Бывшие солдаты.

 Тогда их бил дубинками ОМОН,

 Расстреливали снайперы

 С высоток,

 А мы со стороны,

 Со всех сторон,

 Взирали, как слетает позолота.

 С моей страны,

 Вчера еще своей,

 Заботливой,

 Пекущейся о каждом,

 И скоро слезы наших матерей

 Напомнят нам

 О чем-то очень важном.

 О том… О том,

 Что не уберегли,

 Когда-то защищенное отцами,

 Вина на нас за боль родной земли,

 Она не виновата

 Перед нами.

 А те – уходят, все предрешено,

 Уходит поколение героев,

 Нам, молчунам, увы, не суждено

 Отвоевать потерянное,

 С боем.

 Мы роль свою сыграли

 До конца,

 Спокойны – никого не убивали…

 Но давит, давит что-то на сердца,

 Нет! Убивали!

 Тем, что промолчали.

 И я жалею, что тогда не пал,

 В те роковые, те пороховые,

 Чтоб не увидеть

 Горький наш финал –

 Обманутой, растерянной России.

 Нам с этим жить,

 Точнее прозябать,

 Все глубже уходя

 В безликость фальши,

 Не верить, не надеяться, не ждать…

 И уплывать…

 Все дальше, дальше, дальше…

Всем здоровья.

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: sharper_
2017-04-02 06:05 am (UTC)
Хм... А мы про своих фронтовиков все знали. Их полдома соседей было - все фронтовики. В 60-х, нестарые совсем люди - 40- 50 лет. Забивали козла во дворе под свои домашние наливочки, играли в шахматы, а нас пацанов, пытались научить в лапту и городки. Городки прижились на все 60-е, а лапту, после того, как пару окон высадили они сами и запретили. Как и чижика. Это ж орудие убийства - чиж!
И рассказывали о войне. А потом, когда я стал старше, доставал всех фронтовиков природой подвига. Очень меня интересовало, как преодолевают страх смерти бросаясь на амбразуру или под танк с гранатой. И да, все равно, сейчас осадок - мало узнал, мало говорил с ними, а они быстро постарели и незаметно ушли. Последним из знакомых, мой дядя, танкист последнего призыва 1926 года рождения в 2011-м. А в 2005-моя тетя, ушедшая добровольцем в 1941 в 17 лет после 9 класса. Как-то собрал ее фото. Такая короткая все же жизнь. Думал, что мое поколение, счастливее их, ан выходит, что счастливее они. http://users.livejournal.com/sharper-/346111.html



(Reply) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2017-04-02 07:00 am (UTC)
Посмотрела Ваши фото. Что удивительно, ОНИ все похожи. ТЕ юноши и девушки. У них такой свободный взгляд.
Что до нашего незнания... Ну, мы ж девчонки были, шпильки, чклки дедероновые, колготки, косметика.
А ребята на уроках истории препода мусили. Он ходил в гимнастерке, галифе до 11 класса, помнится.
Пушки, танки, Сталинград... Мы, девочки, воспринимали это как Куликовскую битву, честно.
Сейчас просто локти кусаю. И у нас практически на ташкентском фронте никто не воевал :-)
И! Уже у балалаева узнала, что голодали , страшно голодали все. А наши родители сроду колбасы не видели. Была местная, ну, покупали, но все мясное было с рынка. И жили-то не шибко богато ведь.
Но было невероятное спокойствие. Я б сказала - преступное спокойствие, граничащее с безалаберностью. Ну, получили в результате.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sharper_
2017-04-02 07:18 am (UTC)
Вот насчет "голодали", неувязочки есть. Похоже на то что зависит от того где и как. Например отец моей жены из ФЗУ на фронт с голоду сбежал. Но это интернат при ФЗУ. А в городах участки всем под картошку раздали. А в Москве те, кто не получал рабочие карточки голодали. На территориях из под оккупации голодали. Конкретно, короче, надо.
Вот дедовы записки. У них не голодали, но дед всех на лесозаводах выучил и высушил, у всех огороды, рыбоводство, пруды и т.п.
http://users.livejournal.com/sharper-/266402.html
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2017-04-02 09:16 am (UTC)
Нет, нет, я имела в виду советское время. У него ж сплошь голодали при Созе и именно в мирное время.
А в войну, да, мама жила в Воронежской области. И лебеду варили! Их бомбили, фактически линия фронта рядом была.
Не шиковали, это точно.
Очень запомнилось, как ее мучило отсутствие мыла.

У Вас очень интересные воспоминания.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: volfgang_46
2017-04-02 10:08 am (UTC)
Да, я тоже помню, Н.И.,мама рассказывала, что их ребята, одноклассники, одногодки говорили, что уйдут на фронт : там, мол, хоть поесть можно.Голодно было очень у нас в Воронежской области( и в городе, думаю, тоже).Впрочем, наверное, во всей стране-СССР.Ну, может, только чубайсам да сагалам было нормально, но я их не считаю : им всегда хорошо.А если всей стране плохо, то им хорошо вдвойне.
У меня тётя(мамина родная сестра) тоже воевала.Медиком была(закончила мединститут или нет-вот, извините, не помню).Умерла в лагере для военнопленных,где она служила.Похоронена в могиле с одним нашим лётчиком(почему-не знаю).Заразилась тифом.Жуть.Кстати, в НКВД была, естественно.У меня даже есть два листка наподобие "Историй болезни" на двух немцев.Один-из ФРГ был, а второй, видимо, из Австрии.Того, который из ФРГ, я место проживания на карте нашёл, а вот второго—пока нет.Совсем молодые, лет по 21-22 года.Чёрт-те что...Бабушка моя , помню, всё плакала, вспоминая "Танюшку",ей так хотелось съездить на могилку к дочери.Бабушка была "Мать-героиня"(матерью-героиней).Медаль и документ у меня есть,храню.Все наши умерли,остался только я один, который кое-что помнит по рассказам мамы(моей мамы и тёти).А ведь кое-кто и в танках сгорал, но жив остался...Вот, например, мой покойный тесть—он танкист, в танке горел не раз и не два.И никогда ничем не кичился.Жил тихо, посапывал.Ну, слегка попивал.Очень был вежливый, культурный такой человек.Из семьи они втроем ушли воевать : отец и два сына.Младший, Виктор, с войны не вернулся:погиб. Отец(тестя моего) воевал, попал в концлагерь в Норвегии, бежал.Много любопытного потом рассказывал(уже мне).Тесть не любил рассказывать о войне.В Прохоровском сражении участвовал.Был он механиком-водителем.Теперь уже всё, нет его. И брата его двоюродного нет.А мужик был знаменитый : фронтовик, а после войны занимался водно-моторным спортом.Слинков Владимир Тихонович.Был чемпионом мира.По-моему, до сих пор некоторые его рекорды не побиты.А умер-то уже 15 лет тому.Жил в последнее время на Манежной, что напротив "Арсенала".Ну, знаете, там ещё скверик такой небольшой(рядом с ул.Сакко и Ванцетти),который описывал в "Чёрных камнях" Жигулин.Где, как Жигулин пишет, встречались члены кружка борцов со Сталиным.А ещё дядя Володя Слинков сварил модель парусника, который стоял на опоре посредине водохранилища....Это как раз напротив ВоГРЭСа.По-моему, свернули голову этому паруснику демократы.Может, бюст Гайдара или ЕльцЫна туда вопрут вместо парусника, не знаю.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2017-04-02 06:45 pm (UTC)
1. Вл., читаю Вас и ловлю себя, что города уже не помню. Мы жили в Березовой роще. Говорят, там все изменилось до неузнаваемости. Каждый год планирую заехать, но вечно едем груженые-перегруженые и туда, и обратно.
Это прямо мечта для меня - заехать в Б.рощу!
2. В войну - так мама всегда говорила- голодно было. Ее отца оставили агрономом. Но не шибко мог помочь - все шло на фронт!

Эх и идиоты мы - победили, а потом проиграли.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: volfgang_46
2017-04-02 07:04 pm (UTC)
Идиоты мы, да...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sharper_
2017-04-02 05:16 pm (UTC)
Фиг знает, где он голод нашел в послевоенное время. Хотя наверняка, в каких-либо очковтирательских колхозах - запросто. В лебеду в мирное время это я не верю, но без куска хлеба так запросто. Хотя борщ из крапивы моя бабушка варила, я в школе учился. Только так зелень в охотку по весне. Так что может у кого и лебеда в дело шла. В общем, наверняка кому-то огороды забыли дать, вот и голодали люди. Вон как в 1943-м переехали из Куйбышева Ульяновскую область создавать, так без запасов полгода зубы на полку складывали.
А воспоминания у деда, да, интересные. Я из школы приходил, он меня обедом кормил и после обеда часа полтора, два рассказывал свою жизнь на фоне строительства СССР. Исключительно интересно было. А я с 12 лет "Правду" читал и документальное кино обожал. В 1967 году, помню, Шергова выпустила 50-ти серийный фильм "Наша биография", так я ни одной серии не пропустил и когда дед свою историю рассказывал, возникала полная корреляция. Его рассказы делали документалистику живой и для меня события начала 20-го века были, как вчера. Странное это чувство, когда книжный Павка Корчагин для тебя не исторический, а живой пример и слова о том, как надо прожить жизнь, вовсе не недостижимой высоты героика, а вот прямо такой дружеский наказ, что так вот и надо прожить свою жизнь. И попортил же я себе карьеру этой непримиримостью. Но не жалею.
========
Ну и по тегу "расскахывает дед" там не один пост. И будут еще, Вы меня на это дело настроили - продолжить.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2017-04-02 06:14 pm (UTC)
Конечно, продолжайте. Ведь сегодня литература насквозь пропитана политикой! А тут, что говорится, живьем.

А где Шергова, кстати? Нет ни молодой, ни той, старшей. Были когда-то вполне нормальные. Но потом я слушала старшую как-то, изумилась. Поворот на 180 градусов.

" Песня о голоде" просто навязла в зубах. Я давно не читала опусы упомянутого товарища, но запомнилось, что у него там сходняк голых, босых и голодных. Что на фоне сегодняшних суррогатов звучит просто кощунственно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sharper_
2017-04-02 05:21 pm (UTC)
Не-а. Не согласен я с тем, что спокойствие было преступным. Никто и думать себе позволить не мог, что возможно предательство. А внешних угроз можно было не бояться.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2017-04-02 06:29 pm (UTC)
Пусть будет халатным, безалаберным.
Но тот факт, что была стабильность, не отрицают самые ярые враги. Ну, пробитые цены на металлических предметах !
Я возле метро как-то прикупила настольную лампу, выпущенную в 55-м году. И там цена выбита.
Сейчас ерничают, мол, всё было расписано за нас от рождения. Все да не все! Мог учиться, а мог идти двор мести.
Отучился, мог дальше в науку, если таланты были, а мог на производство.
Но голова на болела ни о работе, ни о жилье.
Эх, ладно. Я как только начинаю вспоминать, ЧТО потеряли, пульс удваивается.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: volfgang_46
2017-04-03 05:55 am (UTC)
Вот как надо жить :http://www.sovsekretno.ru/articles/id/5661/
А мы-про голод в войну и после...Тут люди делают Россию! Свою Россию, для себя.

Жил-был король на свете,
При нем – премьер-клеврет.
Глупей того клеврета
Не видел целый свет!

Вокруг него за милю
Стоял дурацкий звон:
То обнулит промилле,
То вновь вернет в закон.

Заняться чем, не зная,
Играл он в свой айфон,
Пока страна родная
Катилась под уклон.

К чему ни прикоснется,
Тому каюк придет:
То что-нибудь загнется,
То что-нибудь рванет.

Над ним народ хохочет,
А он в приливе сил
С обеих рук хлопочет –
Уж лучше б водку пил!

Один лишь плюс, признаться,
Имелся у глупца:
Что гладко мог трепаться
И гладок был с лица.

Король же был не промах,
Тем более вопрос:
На что подобный олух
Ему на важный пост?

Пополз слушок противный,
Как будто тот премьер
Имеет с ним интимный
Какой-то адюльтер…

Но рано или поздно
Открылся ход коня:
Король боялся просто
Умнейших, как огня.

И тут не неприличность,
А корень всех основ:
Топить любую личность –
И жаловать ослов!

И все перекрестились:
Ну, слава те ! А то
Чуть было не решились
Подумать , черт-те что!..
Росляков А.


Edited at 2017-04-03 06:01 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2017-04-03 07:50 am (UTC)
+ + +
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lumava1
2017-04-03 01:39 pm (UTC)
А голод для народа, как для одного человека не поесть дня два. Обида в душе, на что - не понятно. Какое то потерянное состояние. А потом, нажравшись,всё быстро забывается. Странно устроен наш социум. Во время голода, голодающий народ спокойно, без возмущения и претензии наблюдает как часть привилегированного класса обжирается,считая это обычным делом. Как и сейчас - глубоко страдающий народ, наблюдает как жирует часть населения, после грабежа. Дикость?!
(Reply) (Thread)