?

Log in

No account? Create an account
13. 02. 17 Симон Кордонский: «Евреи исчезли из госреестра»… - red_nadia [entries|archive|friends|userinfo]
red_nadia

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

[Feb. 13th, 2017|09:25 am]
red_nadia

13. 02. 17




Симон Кордонский: «Евреи исчезли из госреестра»

20.01.2017

Симон Кордонский сделал головокружительную карьеру, заняв специально «под него» созданную должность начальника Экспертного управления Кремля и исполняя обязанности старшего референта президента Путина.

В эксклюзивном интервью Jewish.ru Симон Гдальевич рассказал, как советское еврейство было инфильтровано стукачами, вспомнил, что известные миллиардеры «ломали» чеки в «Березке», и объяснил, почему в современной России евреи исчезли из государственного реестра.

Если говорить о советском еврействе, то сложился определенный стереотип, что еврей – это интеллигент, представитель творческой профессии, высококвалифицированный специалист, деятель культуры, врач, ученый, артист, работник торговли. Это и есть «еврейское» место в сословной структуре советского общества? 
– Нет. Когда мы говорим о сословии – то речь немного о другом. О еврейском сословии можно говорить только с того момента, как государство формально выделило, признало это сословие – то есть с введения в паспорте графы «национальность». Необходимы два фактора – «признание» со стороны государства и самоидентификация. Так что наряду с еврейским были также выделены и татарское, и башкирское, и другие национальные сословия.

Почему вы говорите о советских нациях как о сословиях? Зачем эта «дополнительная» характеристика?
– Сословная структура связана со справедливым – в понимании государства – распределением ресурсов или благ между сословиями, урегулированием отношений между ними.
Многие национальные сословия, в том числе и евреи, имели свою административно-территориальную единицу, своё представительство в системе госвласти, как-то регулировалось место в системе распределения. Представители сословия осознавали свою общность.

Как бы вы описали еврейское сословие в СССР?
– У каждого еврея было стремление «создать свою синагогу» либо прийти в нее. Вокруг евреев, занимавших какие-то статусные позиции, формировались еврейские коллективы, которые складывались ввиду обстоятельств или личной активности.
Мне кажется, это была и форма выживания, и в то же время форма коллективной самоидентификации. С некоторым оттенком «криминальности».

В смысле?
– Все понимали: это вроде как не то, что «можно делать» в данной ситуации, но, тем не менее, мы вот собираемся как евреи и будем говорить и рассуждать как евреи.

Что значит «как евреи»?
– Это значит, как они себя сами воспринимали. Евреи ощущали некую свою чуждость окружающей среде.
И вот эта локальность, в которой они собирались, была способом самоотождествления, самоидентификации.
Я говорю о группах, которые, как правило, не имели религиозного характера, а носили такой этнический характер.
Там же были разные евреи – и по «пятой графе», и «половинки», и «четвертушки» тоже входили в эти компании.
И само присоединение к этим компаниям было актом самоидентификации. Были, конечно, и другие группы: и религиозные, и те, которые были ориентированы на эмиграцию в Израиль.

Кроме самоидентификации была ли все-таки у евреев какая-то своя социально-экономическая ниша? 
– Так она задавалась статусом еврейским, «пятой графой». Были вузы, в которые не принимали евреев ни на работу, ни на учебу. А были те, в которые принимали. Отношение было разное. Например, в КГБ евреев не брали, а в милицию брали.

Чем еврейский статус отличался от статуса других национальных сословий? 
– Да, в общем-то, ничем не отличался. Особенность была в том, что, как я уже говорил, евреи тянулись друг к другу и образовывали группы.
В результате концентрация евреев в определенных точках государства превосходила статистическую норму.
Была, к примеру, норма в 4% евреев, а в каком-то мединституте их было 8% или 10%. И это воспринималось государством как нарушение социальной справедливости. Ректора вызывали в обком и спрашивали: «Что ты у себя синагогу создал?»

Таким образом евреи как сословие сталкивались с антисемитизмом?
– Нет. Это был социально-статистический вопрос, связанный с отчетными характеристиками. Тот государственный антисемитизм, который имел место при Сталине, с ним и закончился. Хотя, конечно, сохранилась и какая-то инерция, но в брежневские времена антисемитизма как института не было. Был антисионизм.

Вы  не ставите знак равенства? 
– Нет. Это был вопрос отношения к Государству Израиль и его политике, не связанный с еврейством как сословием.

Где же грань? Как ее различали? 
– Да никак. При необходимости всех скопом записывали в сионисты. «Слушаешь радио», читаешь книжки, учишь иврит – значит, сионист.

Вы же сами принадлежали к еврейскому сословию?
– Да, принадлежал по факту. Потому что была соответствующая запись в паспорте, но у меня не было еврейской самоидентификации. А с научной точки зрения я еврейством заинтересовался впервые минувшей осенью, когда поехал в Еврейскую автономную область.

Однако на вас как-то отражалась ваша сословная принадлежность?
– Были ситуации, когда говорили: «Вот этого еврея на работу не брать».

В то же время это не способствовало появлению у вас еврейской самоидентификации? 
– Нет, не способствовало.

Зачастую именно такое отношение со стороны государства и сопутствующие ему ограничения заставили большое количество вполне ассимилированных евреев выехать в Израиль. Почему личные неприятности, связанные с принадлежностью к еврейскому сословию, не толкнули вас в эту среду?
– Я, в общем, представлял себе эту среду. Я знаю, как там друг на друга «стучали». Как это всё было инфильтровано стукачами разного рода. И, может быть, поэтому она меня никогда не привлекала.

Как еврейское сословие трансформировалось после Перестройки и распада СССР? Что представляет собой еврейский типаж в современной России?
– До середины 1980-х годов у евреев была очень ограниченная ниша: наука, образование, культура, советская торговля.
Очень редко мастер-наладчик или инженер на конечной сборке – и все равно это рабочая элита. После середины 1980-х открылось множество новых ниш, связанных с разного рода промыслами.
Например, некоторые наши известные миллиардеры «ломали» чеки в «Березке», «кидали» на обмене чеков. Ну, это промысел был такой. 
Потом появились возможности легализации кооперативов. Многие евреи превратили свои профессии в промыслы. К примеру: врачи начали заниматься частной практикой, ученые стали организовывать какие-то мелкие кооперативчики на базе своих разработок, чтобы коммерциализировать результаты своей деятельности, а преподаватели пошли в репетиторы.
А многие в 90-е годы просто уехали в Израиль и США. В России в те годы было очень опасно. Меньше стало интеллигентных людей и больше стало евреев, потерявших свою интеллигентность. Сейчас, вероятно, можно говорить о финансовом или медийном промыслах, еще паре ниш с высокой рентой.

Отношение евреев к госслужбе за эти годы изменилось?
– В общем-то, и при советской власти это было какое-то исключительное занятие. До середины 90-х годов евреи, наверное, массово шли в депутаты, в маленькие начальники, но этот роман кончился в конце 90-х.
Думаю, в связи с тем, что «навар» был маленький, и многим показалось перспективнее уехать. А самое главное – после отмены графы «национальность» евреи перестали существовать в качестве сословия – исчезли из государственного реестра.

Однако в своих работах вы пишете о фактическом восстановлении в России сословной структуры. Евреи в ней присутствуют как сословие?
– Ответ на этот вопрос не очевиден. Проявляются некие новые сословные черты, не связанные уже органично с советским еврейским сословием. Например, в Еврейской автономной области евреи – это сословие, группа людей, созданная государством для каких-то целей.
Это титульная нация, и есть люди, которые определяют себя как евреи – они составляют властную прослойку, выделяются деньги на образование, культуру и так далее. Аналогично дают деньги и в других национальных образованиях. 
Еврейские организации, прописанные в Конституции или созданные при участии государства, признанные государством, тесно работающие с государством или как-то интегрированные в госсистему, – это, конечно, элемент сословной структуры, но незавершенной, потому что нет самоидентификации.

Как это нет? Многие евреи идентифицируют себя с теми или иными религиозными структурами, участвуют в их жизни или просто связаны с ними корпоративными интересами. 
– Пока евреи в России – потенциальное сословие.

Учитывая наличие нескольких крупных еврейских структур, совершенно отдельную ситуацию в ЕАО, можно сказать, что формируется сразу несколько еврейских сословий?
– С точки зрения самоопределения – несколько. А с точки зрения государства – одно. Но в разных формах. А так… Ну, кого в Москве интересует, что ты еврей? Только е…тых (ударенных на голову – Прим. ред.) антисемитов?

Михаил Чернов

Из комментариев.

Ilya Heifets 

Преподаватель теории, истории музыки и композиции в Городской консерваторион, Герцлия

Славянам мы построили Союз - Но пьянством и бездельем развалили Они его. Доныне слышен хруст. И нас еще поносят на могиле...

Тамара Неизвестная 

Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
А на подобные заявления всегда отвечаю так. Дайте нам спокойно хоть в лаптях, хоть босиком и без ваших заслуг в искусстве пожить. Мы согласны все с нуля строить, но без вас ростовщиков, растлителей душ детей справедливости Божественной


.

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: sharper_
2017-02-13 07:42 am (UTC)
Хм... Поскольку я, как уже говорил, вырос среди этого кхм... "сословия" и потому, особенно в эпоху отказников в 70-х, сильно интересовался вопросом, то вот никак не могу согласиться с Кордонским. Впрочем, знал много таких в СССР, которых проще было вывести мз-за черты оседлости, чем эту черту вывести из них. А тут еще и сионизм на эту черту и получается вот такой Кордонский, который в упор не знает о евреях-рабочих, евреях-инжннерах, снабженцах, экономистов-бухгалтеров, толкачей и просто главных инженеров советских заводов. Ну, толкался он среди "вечных студентов", обиженных на преподов, среди фарцы, теневиков и прочих "нужных людей" из системы "ты мне я тебе", т.е. торгового сословия, из которого он почему-то выделяет еврейское. Видимо фарцовщик с дипломом филолога и знанием иврита это для него наиболее типичный представитель интеллектуального крыла оного сословия. Их немного, но они занимают центральное место в зачищенном вокруг пространстве, как вонючий алкаш в одиночку занимает полвагона метро в час пик набитого народом, как банка сардинами.
Надо же как интересно - в КГБ не брали евреев. Ага. Два раза, особенно с учетом того кем был Андропов. Не брали тех, кто имел характерные черты лица по которым национальность читалась лучше чем в пятой графе паспорта! Ну, извините, в КГБ требовались незапоминающиеся лица, а с такой харизмой-то, лучше конечно во ВГИК, если в МГИМО с блатом проблемы.
Кстати о квотах. Я не слышал ни разу, чтобы в СССР где-либо официально запрещалось принимать в ВУЗы евреев. Все истории связанные с такими запретами на поверку оказывались переводом стрелок собственных провалов при поступлении на мифический запрет, хотя я не исключаю влияние действующих инструкций по поводу родственников "врагов народа", а в 70-е и "отказников". Ну так это просто защитные меры, ибо нельзя же оставаться без специалистов, одновременно плодя отказников-носителей форм допусков, толпами.
Впрочем, небезызвестный Сатановский недавно рассказал, что, как раз в США в ВУЗы не принимали евреев и вот там действительно был запрет, да не только в ВУЗы, нор и в больницы их не клали. Потому в США создавались еврейские госпитали и еврейские же ВУЗы. А приписали все СССР - малацы, чо. Черта оседлости так и прет и везде они с ней носятся и жить без нее не могут, если не огородят. Например советское искусство, ставшее сплошь, оказывается, еврейским, как совершенно еврейским стал русский художник Левитан.
И да, дружат они тоже как-то особенно "по-еврейски". Начинают с тех, кого предполагают своими и резко охладевают, вплоть до равнодушия, в случае, если предположение не оправдывается. Например, меня очень часто принимали за своего, поскольку понабирался в их среде всякого. Потому не сомневались даже. И вдруг, один раз, уже в новое время, на меня окрысилась одна дамочка не помню уже на какую тему, но высказано мне было что я вел себя недостойно еврея. После того, как она узнала, что я вообще-то помесь русских, белорусов и скорее вообще мордвин по папке, судя по мордовской деревне откуда он родом, впрочем в которой все русские, на меня очень круто обиделись и я до сих пор не понимаю в чем тут виновата мордва и требую оьъяснений!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2017-02-13 08:26 am (UTC)
Спасибо. Очень хорошо написали!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2017-02-13 09:46 am (UTC)
Еще раз спасибо. Очень интересно.
Клип чудесный !

Edited at 2017-02-13 09:47 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sharper_
2017-02-13 11:22 am (UTC)
А вот дяди Мишин внук, праправнук австрийского подданого. Тоже Михаил. Дирижер Михаил Грановский, которого я знаю с его детства.


(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2017-02-13 01:09 pm (UTC)
Достойнейший потомок!

Спасибо.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: i_delyagin
2017-02-13 09:29 am (UTC)
А вот зачем он приплёл Еврейскую автономную область? Она была создана "тому шо полагается", а евреи-то предпочитают жить вовсе не там.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2017-02-13 09:47 am (UTC)
Да вроде там 700 человек живет!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: livejournal
2017-02-13 03:00 pm (UTC)

post

Пользователь marafonec сослался на вашу запись в своей записи «post» в контексте: [...] Оригинал взят у в post [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: livejournal
2017-02-13 03:22 pm (UTC)

post

Пользователь sokura сослался на вашу запись в своей записи «post» в контексте: [...] нал взят у в post [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: lumava1
2017-02-13 07:48 pm (UTC)
Удивительное заявление! В КГБ не брали евреев! А после развала СССР все секреты были проданы, Любое интервью с бывшим работником КГБ открывало перед нами обратное - все до единого с еврейским запашком. Да и президент российский похоже. Чудеса, да и только! Они всегда говорят, что при советах их не принимали на работу выше начальника конструкторского бюро, да только сам я очевидец того, что На ВАЗе все до единого высшими начальниками, начиная с начальников цехов до замов и самого директора завода, были они милые. Все были Аркадиями Яковлевичами Гильбухами и Борисами Михайловичами Ротами. И информация о том, что их всего 5 миллионов, не правдоподобна. В нашем доме большом из 300 семей я насчитаю не менее 30 еврейских, а то и больше. Посчитайте теперь сколько их наберётся в многострадальной России, если учесть, что город наш находится в суровых климатических условиях, а не в Жмеринке или в Одессе. В Одессе, я считаю её русским городом, их наверное больше 50%. Мы их брехню слушаем, и преступно к этому снисходительно относимся. Вот потому, может быть, и не возможно демократическим путём (путём выборов) русским прийти к власти. И ещё, ведь все малые народы, особенно кавказцы, настроены против русских.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2017-02-13 08:03 pm (UTC)
Валь, читала и хохотала. Намеренно не стала сама комментировать!
Дело в том, что он имеет в виду несколько иное : ВСЕХ не брали. А надо, чтоб ВСЕХ!
Миткова, Любимов, киселевская жена Маша Шахова , чьи детки? Генеральские, комитетские. Но ведь и другие хотели, а ...мест уже не было. И, конечно, вани виноваты.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: columela
2017-03-04 02:40 pm (UTC)
Достали уже врать про антисемитизм при Сталине!
Они же во времена Сталина как раз в открытую везде объявляли о своей принадлежности, далеко не все становились кириенками вместо израителей. Лично читала довоенную детскую книжку про школу, где были практически одни еврейские дети, в книжке открыто писалось, что они - евреи! Название, правда, запамятовала, как и автора.
Единственный случай "дискриминации" евреев, который знаю - маминому однокурснику-еврею с политеха отказали в распределении на работу в закрытое КБ. Но это был, пардон, уже 1961 год!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2017-03-04 03:03 pm (UTC)
Плач достал. Реально достал. Зубами скриплю.
(Reply) (Parent) (Thread)