?

Log in

No account? Create an account
 Вечному узнику собственной совести  А. Д.Сахарову. - red_nadia [entries|archive|friends|userinfo]
red_nadia

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

 Вечному узнику собственной совести  А. Д.Сахарову. [Sep. 21st, 2013|11:25 pm]
red_nadia
  (Бессовестно воспользуюсь чужими записями).

Заметила, что вторую  половину жизни  постоянно нуждаюсь в иконе. Нет, конечно, не в мифических, традиционных. 
Просто страшно чувствовать  себя одинокой, нет-нет, я не одинока, но хочется опоры что ли. И живой, живущей рядом.
То ли моложе была, то ли перестройки не было, но особой нужды, с кого брать пример, не было. И без них знала, что мне надо.
А когда миллионы людей в смерч попали, как и я,  искала хоть лучик  надежды.
Вчера об одном написала, но он мне и при советской власти не нравился, так что  когда с придыханием демократы наши  его упоминали,  это  мимо меня.
Вообще первое- второе места делили он и академик.
Если я к началу перестройки фамилии  генсека  и   предсовмина  путала, то ничего удивительного, что на академика  смотрела  благостно.
Отец бомб, трижды  Герой  и проч.  Потом  сопредседатель МДГ.
В то декабрьское утро меня разбудил муж:  "Сахаров умер."
На прощание в Доме  молодежи на Фрунзенской пошли вдвоем, купили 4 гвоздики.  Мороз- за 20 градусов. Хвост очереди - у Парка культуры, ну, на километр.  Стояли  около 7 часов! Цветы донесли каменными!

Потом появилась масса публикаций. Тихо  вяла. А,  главное,  на сцену вышла душеприказчица -  вдова.

Вообще все  Официальные    Вдовы хуже  ушедших мужей!
Кажется, на тот момент  это была первая  Официальная Действующая Вдова.
Потом появятся  Людмила Борисовна, Галина Павловна,  Наталья Дмитриевна.
Но Елена Георгиевна - первая, нет,  Первая.

Фукс,  Мей, Маклин,  Понтекорво, супруги Розенберги  и др.   натаскали  столько для   "бериевского проекта", что, говорят,  Курчатов  взмолился, хватит, сами можем.  Но  Сталин спешил и подгонял Берию.
На полигоне в Казахстане  25.09.49    после удачного запуска  Берия  расцеловал  Курчатова.
Будущая  "совесть отечественной интеллигенции"  подставлял под  щедрые кремлевские звезды свою не слишком выдающуюся грудь.
Ему  давали - он брал. Какие вопросы?
Когда дремлющую совесть разбудили иные звезды, он отрекся от прежних.
В 61-м  предложил встретиться после 14- летней отсидки  Клаус Фукс. Академик отказался, кто ж знает, что взбредет в его мемуарную память  на старости лет?
Из досье: "Смесь научных способностей  и схоластического идеализма...  Легко поддается влиянию..."
Так или иначе, но к идее конвергенции, а  затем и к идее государственной раздроблености СССР  академика пристегнули надежно. 
О термоядерном синтезе он теперь вспоминал, когда подписывал очередной протест по поводу ядерных испытаний в Советском Союзе.
Академик научился произносить   в  микрофон десятки фамилий  " узников совести", озабоченных проблемой самопосадки, что в дальнейшем  обеспечивало им  триумфальную встречу на Западе в качестве пострадавших  борцов за права человека.
Приспела и Нобелевка.  Комитет его славного имени.  "Мемориал".
Бывали ляпы,  поэтому   еще   при жизни   Люся (Е.Г. Боннер)  вынуждена была, демонстрируя  терпение и мудрость, разъяснять журналистам и дипломатам, ч т о  имел  в  виду  Андрей Дмитрич.
Вызревала " Беловежская пуща",  в котролируемой прессе   готовились к 91-му.
Иронично и зло опубликовали стихи эмигранта  Арнольда Шполянского от 1951 года:
       Но,   чую,  вновь от Беловежских пущ
       Пойдет начало с прежним продолженьем-
       Иной судьбы опишет новый круг
       История...
Первая  " пятая колонна"   во главе с Троцким  завершила цикл к 37-му. Приписывать заслугу только Сталину  неверно,  их  сдали.
И  "Манхеттен"  отдали небескорыстно.
Игра велась по-крупному. 
Требовалась новая " пятая".  Начали  с тузов создавать.  А шестерки  набежали.

Уже после смерти видела  кадры:  на трибуне  " афганец"  Червонопиский просит почтить память погибших. Зал  встал, камера  на одном сидящем  человечке...
Угадайте,  кто это был!
Если б я это видела раньше, не уверена, что то декабрьское воскресенье  я б простояла на морозе.
  Р.S. Настоящим узником совести был русский патриот православный писатель Леонид Бородин. Но академик  у микрофонов горевал о других.
Р. Р. S.     А  "икона" у меня есть. Очень хорошая !
LinkReply

Comments:
From: pahmutova
2013-09-21 07:30 pm (UTC)
Не совсем "сами можем".
Там одна из проблем заключалась в трудностях перевода.
Дело в том, что устоявшейся терминологии не было, область была сугубо экспериментальной, плюс вопрос о компетенции и благонадёжности специалистов.
Я читала об этом материал -- можно исторический детектив снять хороший о судьбе документов атомного проекта.
Профдеформация:)
Не смогла на этой неделе, работы много, простите.

Edited at 2013-09-21 07:31 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2013-09-21 07:41 pm (UTC)
Надя, я из архивного листа делала политкорректную строчку. К сожалению! Тут бы можно было на 10 текстов размахать.
Объявляйтесь. Жду.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ft_28
2013-09-21 10:04 pm (UTC)

Любопытно,

что Е. Боннер фигурирует в книге "Записки следователя" Льва Шейнина, причем в довольно неприглядном виде.

За это Шейнин "огреб" от еврейской диаспоры.

Для меня показателен момент из мемуаров С. П. Капицы, где он рассказывает про посещение их квартиры Сахарова с супругой. Итог посещения "На порог больше не пускать!", сказанное Капицей-старшим.

Edited at 2013-09-21 10:05 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2013-09-21 11:11 pm (UTC)

Re: Любопытно,

Все верно. Читала архивные протоколы. Из листа писала строчку. Политкорректную. Она со своей мамой Руфью, конечно, редкостные экземплярши, но дело не в них, а в нем. Пишу- то по памяти, там стояло: контролируемая шизофрения, как- то так.
А уж кто там в его доме- центре- музее гурьбится теперь, по ним всем 37-й рыдает.
Спасибо, я не очень надеюсь хоть на какое- то понимание в вашей аудитории.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: pahmutova
2013-09-21 11:41 pm (UTC)

Re: Любопытно,

Родные дети там не в почёте, насколько я знаю.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2013-09-22 04:12 am (UTC)

Re: Любопытно,

Ха! Мягко сказано! Вообще отринуты по причине якобы убогости и несостоятельности, а для своих там было два отца сделано, по сути дела.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ft_28
2013-09-21 11:54 pm (UTC)

Re: Аудитория

? непонятно про какую аудиторию речь и почему вы "не надеялись найти понимания".

... про бомбу вот тоже довольно интересная история: имя Сахарова известно довольно многим, но при этом имена Зельдовича и Тамма как-то не очень на слуху. А касаемо H-bomb еще можно поспорить, кто больше сделал.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2013-09-22 04:32 am (UTC)

Re: Аудитория

Намеренно опустила умозаключения, кого награждать первым и далее. Мотивы не соападали с вкладом в создание и атомной, и водородной бомб.
"...бывший ассистент ак. Тамма по проекту магнитной термоизоляции высокотемпературной плазмы А.Д.С. имел скромную причастность..." Ну так.
Про аудиторию... А основном, тут сидят от 25 до 45 лет, выпестованные ( не в плохом смысле) после 85-го. Я слышу на радио все это. Для них - был гулаг, а теперь - демократия. И кто вообще Тамма знает? Решит , что это передразнивают эстонцев. Увы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: babyska_ydaff
2013-09-22 05:39 am (UTC)

Re: Аудитория

я Тамма знаю, но я физик. Я тех, кто старше 45 и к физике не имеют отношения, но знают Тамма - за свою жизнь встретила единичное количество))) Так что это вопрос не в возрасте.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2013-09-22 06:10 am (UTC)

Re: Аудитория

Да нет, эпоха "физиков и лириков" была раньше меня, но эти имена, хоть и не очень афишировались, но их знали. Конечно, не тетки из ларька. Только вот из моего класса НИ один человечек не пошел в торговлю: врачи всех направлений, инженеры всех сортов, педагоги , медсестры, один журналюга, ушел в издательство, автомеханик, вот и все. Верно, м/ с не знали, но другие , уверена, имена эти слышали.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: babyska_ydaff
2013-09-22 08:37 am (UTC)

Re: Аудитория

а я не могу сказать так уверено "из моего класса"
я деклассированный элемент))))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2013-09-22 09:32 am (UTC)

Re: Аудитория

Это мой родной 11-й А, школа 22, г. Поворино, Воронежской обл. С нами училась круглая сирота, жила с бабушкой, которая костьми легла, чтоб Томочка не хуже других была. И так и было. А Тома - учитель математики.
А мой "класс", его нет, а друзья - антикапиталисты, антисоветчиков нет и быть не может, у всех голова на месте. И глаза есть, и уши тоже. Спасибо за внимание.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: babyska_ydaff
2013-09-22 09:47 am (UTC)

Re: Аудитория

я не поняла слово "класс", теперь понятен контекст, спасибо
а Вы считаете меня антисоветчиком? Почему?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2013-09-22 11:25 am (UTC)

Re: Аудитория

Выключаю "буратино". 1. Это же Вы мне выражали соболезнование в моем горе. У меня хорошая память Спасибо еще раз. 2. Все про- и анти- сегодня не имеют никакого значения. К сожалению. Мои взгляды - не с потолка, естественно. Я к ним пришла очень тернистым путем. Смотрела, встречалась, слушала, читала, потом анализировала. Сейчас под моим неусыпным оком изборские ребята. Очень внимательно за ними слежу, читаю все их материалы. 100 % - но поддерживаю. Но тоже есть сомнения, собраны -то они в клуб сверху. А вдруг обманка, просто их занять? Поживем, увидим. 3. Я от души желаю Вашим 3- м деткам ЗДОРОВЬЯ! И Вам , впрочем, тоже.
Включаю " буратинку". Если руки у женщины не на месте, то с голоду точно помрет семья у такой. Если успею, опишу сегодня свою Ирку- соседку.
А пусть рыбу по 26 коп за кг приготовит так, что пальчики оближешь. Цены старые, конечно. Из кусков драпа по 2 р за кг(!) сшейте пальто супермодное за 5 р с подкладкой! Тяжело? Да! Но зато без комплексов и обид. Это не мой опыт.
Спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: babyska_ydaff
2013-09-22 12:08 pm (UTC)

Re: Аудитория

ну что делать, мы с мамой только головой умеем зарабатывать))) у меня руки тоже не особо))))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: babyska_ydaff
2013-09-22 03:29 am (UTC)

Re: Любопытно,

а про какую аудиторию речь?)
я помню, как мама в начале 90-х зло ехидничала про наше все (с)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2013-09-22 04:53 am (UTC)

Re: Любопытно,

Почему же , ехидничали тогда все. Только при этом получали бесплатно квартиры, учились, лечились. Только некоторые это делали ожесточенно, со злом. Теперь это делают их дети, внуки. В моем окружении 3 приятельницы(2- переводчицы, 1 ушла из НИИ в торговлю) очень долго "радовались". Жестокую встряску получили все три. Когда выяснилось, что лечиться им и внукам не у кого и особо не за что: все гонорары от частных уроков стали уходить только на обследование, не всегда, оказалось, необходимое и т. д. Вот тогда пошли вопли. Не дай Бог, чтоб каждый прошел путь по их маршруту! А потом, я заметила, не каждый может подняться выше личных обид.Кому- то хар- ку не подписали, еще что- то- сокрушим! Увы...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: babyska_ydaff
2013-09-22 05:09 am (UTC)

Re: Любопытно,

я не знаю кто и что бесплатно получал в начале 90-х -мы лично выживали. На мое счастье меня бесплатно кормили в школе - поэтому я ела каждый день, что ела тогда мама - я не знаю до сих пор. В довесок к остальным "счастьям" - у нас не было дачи и один из немногих домов в городке, в котором стояли газовые плиты. А газа не было. И мы года полтора если что то и готовили - то на кипятильнике, денег на плитку тоже не было. Потом кто то над мамой сжалился и сделал нам самодельную плитку из кирпича и спирали. Мы с мамой пытались какой то торговлей заниматься, чтобы выжить - но вот что не дано, то не дано, было пара попыток и все в убыток.
Но в своем комменте про ехидство я писала про Сахарова, не знаю, про кого писали Вы. Мама всегда говорила, что когда человек, принимавший участие в создании водородной бомбы становится борцом за мир - то однозначно кто то врет.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2013-09-22 05:57 am (UTC)

Re: Любопытно,

Бесплатно получали как раз до 90- х. ВСЕ мои подруги получили жилье бесплатно, да, в разного качества домах, так ведь и работали в разных конторах. Мне странно, что у вас не было приспособленного жилья до перестройки.а потом никогда уборщица не должна жить как академик. Мои 2 работающих родителя уж точно не нуждались. Педагоги школьные.В санатории ездили бесплатно.
Что до Сах- ва, то испытания велись не только в " империи зла", оттого более нелепо он выглядел. Диагноз " контролируемая шизофрения" из досье очень близок к правде. И оставил он мокрый след на лике распятой державы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: babyska_ydaff
2013-09-22 08:36 am (UTC)

Re: Любопытно,

а Вы точно читаете то, что я пишу?) До развала Союза наше жилье было очень приспособленное - обычная пятиэтажка, разве что с газовой плитой, а не с электрической. Ну так я и в Москве сейчас живу в доме с газовой плитой)) Вы написали, что в 90-х все все получали - я Вам ответила про свои 90-е. Мама моя не была бездельницей, обычный советский инженер с зарплатой 130 рублей, двумя детьми и отсутствием алиментов - папа себя ими не утруждал) Бабушкин трудовой стаж - согласно записи в ее профсоюзной книжке начался в 1920 году, закончился в 1972г. В 1920 году бабушке было восемь лет, к слову, "любящая" семья продала ее в город кухаркой работать). А "любящее" государство по итогам назначило ей пенсию в 55 рублей))
Вы у меня вызываете просто неудержимое желание троллить Вас - каюсь. Прямо как моя свекровь - она мне с гордостью рассказывала, что "когда я училась в институте - все на переменках хлеб с маргарином ели, а я с маслом и колбаской" - как будто ее заслуга в этом была, а не ее отца, действительно мною глубоко уважаемого человека.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2013-09-22 09:43 am (UTC)

Re: Любопытно,

Мое "буратино" родилось раньше всех троллей. Не кайтесь! А если серьезно, то читаю и противоположные комменты, а капля , как известно, камень...это Вы не так читаете меня. 90- е - трагедия, а жилье получали до них. Да, одной тетеньке с 2 детьми без алиментов- лихо. Только сегодня она просто их потеряет ! А потом, простите, значит, тетенька с амбициями, ей , заимев 2 детей, вообще- то о НИХ надо думать, а не о гордости. И алиментов вас никто не лишал! Мои деды тоже получали небольшую пенсию, но точно не голодали, даже были довольны. Спасибо.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: babyska_ydaff
2013-09-22 09:49 am (UTC)

Re: Любопытно,

Вы знаете - у меня трое детей и было время, когда я была единственным работающим человеком в семье, так что насчет "потеряет" - не горячитесь - ладно?) Я и сейчас спокойно прокормлю своих детей, благо руки-ноги-голова есть, слава Богу
Не бывает мир черно-белым;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2013-09-22 11:03 am (UTC)

Re: Любопытно,

Не потерять не значит прокормить! К превеликому сожалению, НИ ОДНА мать не может утверждать, что стопроцентно страхует детей от даже разового употребления наркотика. Риск гепатита, вича огромен. И чем больше мать работает, тем меньше у нее времени для контроля, для занятий с детьми. Я физически отсидела 2 года в школе 1232, г.Москва!!! В классе дочери, 7-8 классы. Примеры сегодняшнего кошмара у меня есть. И в б- це велик риск. Эта тема закрытая для сми. Поговорите тетатет с хирургами. Это раз И два. Школа. Вы хоть куда сегодня отправьте ребенка, образование в разы хуже. Школу с дочерью я честно отучилась, мы обе вспоминаем об этом часто. Но стопроцентно утверждаю, что лучше нее никто не был подготовлен по ВСЕМ предметам. Ну там экономику какую- то я ей разрешила хоть двойку получить за год. Так что горячиться мне уже не надо. Я сгорала во время ее учебы, так как прирабатывала, спала по 4 часа.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: babyska_ydaff
2013-09-22 11:16 am (UTC)

Re: Любопытно,

даже если я ежесекундно буду ходить с ними за руку - это не даст никакой гарантии, что в их жизни не случатся наркотики
у двое старших - школьники, моей старшенькой 17 лет почти)) так что и тут я в курсе, мягко говоря
я не ставлю своим детям планок прыгнуть выше головы и учиться-учиться-учиться
я хочу, чтобы они умели учиться сами, во первых, во вторых, чтобы им это было интересно - это моя мечта! и чтобы они были счастливы, с образованием или без него - но счастливы, счастливые люди в наркотиках не нуждаются, в этом я не сомневаюсь ни секунды
и с хирургами мне говорить не о чем, я больше десяти лет в медицине, насмотрелась на все изнутри;)
расстраивает ли меня то, что творится с образованием? конечно
расстраивает ли меня то, во что превратилась медицина? несомненно
но я живу здесь и сейчас и я категорически не согласна говорить про свою жизнь "ужас-ужас-ужас"
у меня есть семья, есть дети, много трудностей, но я рада своей жизни, своей семье, да и своим трудностям - они хорошо оттеняют спокойное счастье (главное не забывать его чувствовать)
мои радость и счастье не снаружи, они внутри
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2013-09-22 11:50 am (UTC)

Re: Любопытно,

Мое представление о счастье - это миф, словотворчество, если не сказать хуже . Радость, да. Со стороны я была всю жизнь везунком, счастливым везунком. Но я никогда о себе сама этого не могла сказать. Боялась потерять родителей, беспокойство за близких, нет, в расслаблености я не была никогда!
В дочь я старалаь впихнуть максимум, что мне позволяли сутки, в равной степени долбили точные науки и гуманитарные, хотя знали, что нам надо готовиться к меду. И обе об этом не жалеем. Ну вот я такая. Видимо, не очень верное представление о моем миропонимании из- за направленности текстов. По большому счету, у меня вся жизнь- праздник, карнавал. Вот дочери не передалось, к сожалению, другая природа. Муж был как я. Где- то к классу 10- му я уже вообще- то могла не беспокоиться, дочь училась сама, научилась учиться. Но 6-9 классы - вспоминать тяжко. Сегодня школу осмысленно убивают, " нужны грамотные потребители"- слова Фурсенко, будь он неладен. И даже не знаю, где сегодня хуже- в образовпнии или здравоохранении. Пожалуй, в первом. Это фундамент, а он из песка.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: babyska_ydaff
2013-09-22 12:10 pm (UTC)

Re: Любопытно,

это я и дети) - покажу Вам нас, правда фотография прошлогодняя)) - на дату не смотрите, я неправильно ее выставила на фотоаппарате))
http://ic.pics.livejournal.com/babyska_ydaff/9803164/13403/600.jpg
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2013-09-22 12:39 pm (UTC)

Re: Любопытно,

Спасибо! Оч. Хор. фото! Такие чистые и красивые все. Мама не похожа на гюрзу, каковой может казаться ))).
Бога ради, а папа есть у вас?
А детки еще очень невелики. У Вас впереди очень много. Малышка ведь не в школе?
Главное - не болейте!
Тролльте!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: babyska_ydaff
2013-09-22 12:42 pm (UTC)

Re: Любопытно,

муж есть, да)) маленькому сейчас 2,5 года, большая разница со старшими)
троллить не хочу, отношусь к Вам с большой нежностью. но иногда очень сложно удержаться от искушения))
(Reply) (Parent) (Thread)