?

Log in

No account? Create an account
red_nadia [entries|archive|friends|userinfo]
red_nadia

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Еще   продолжу.  Ответ  читательнице. [Sep. 14th, 2013|10:54 am]
red_nadia
 Не ожидала, что меня зацепят комменты,  но   "не могу  молчать!"
 Сразу о Достоевском. Это не писатель.  Позволю себе  вольное  сравнение:  это  библия,  выписанная   Большим художником.
  Он  вне писательской  линейки.  Так я вижу! Таков он для меня! И жизнь его тому подтверждение. Уставшая, на ночь, за едой, читать его не буду. Только на свежую  голову. Только с силами. Таблицу умножения на ночь не учат.
Это Ницше мечтал стать человекобогом, а  Федор Михайлович  своим "Идиотом"  искал человека. Сам русский человек есть и повод, и смысл для явления сверхчеловека. Что должен вынести человек в своей жизни, чтобы почувствовать необходимость  стать Идиотом?  Чтобы  неИдиоты не  мешали увидеть красоту.
Дальше. До сих пор не решила, надо, полезно ли знать  биографию, характериологические особенности автора. Скорее, нет. Лучше не надо, ибо вольно или невольно начинаешь проецировать  жизнь   на его героев.

В линейку первого ряда  ставлю  Л. Толстого и М. Шолохова (беру оба века). Как мог женскую душу описать мужчина, не понимаю.  И аристократку, и простолюдинку.  У Толстого нет второстепенных персонажей. Все выписаны емко, помнишь  каждого.  Конечно, когда перечитывала "Воскресение", вдруг обнаружила незамеченные раньше вопросы земства, изумилась в очередной раз, сколь он современен. Моя энциклопедия.
И еще. Если б не матерый граф, то Европа  и не узнала,  что великий Наполеон  отнюдь не по своей монаршьей прихоти покинул Москву и наступившей затем свободе она, Европа, обязана не его историческому насморку.
Ну и Шолохов.  Вновь перечитываю, нахожу  новенькое. Вернее, незамеченное. Переоцениваю,  проецирую на сегодня.   И мычу, вон оно что... А язык, язык каков!Мечта: перелопатить  "Целину", выписать  все ядреные  словечки.
Опять же биография,  как его хотели  сгноить "борцы за мир"!Сколько клеветы, дескать, плагиатор. Выстоял. Личность, одним словом.
Булгаков. Тут сложнее.  Время  специфическое.  Турбины, Шервинский, Мышлаевский, да и Лариосик уже своими жизнями написали эту драму, финал ее известен, но  каково  сочувствие к ним, боль даже.  Автор точно не в стороне.  Читала, что с премьеры  "Скорая" увезла  7 человек, это 26- й год! Недаром Сталин смотрел постановку   20 раз! Читаю - плачу.  С "Мастером"  сложнее. Вижу 2 слоя, потом  стал проступать третий.   Время такое было. Но тоже  Личность!

На этом моя первая линейка закрыта.

А вторая длиной  в километр. Ну, чуть- чуть вперед поставлю Куприна. Люблю. Но заметила с годами,  что некоторые вещи не могу дочитывать (разумеется, перечитывая).  "Олесю"  захлопнула, как только она пошла в церковь.  Знаю, что побьют, не хочу читать. "Поединок"  закрыла, как только дуэль назначили.
Возраст что ли.
Мамин-Сибиряк,  Гончаров, Мельников- Печерский,  Гарин-Михайловский,  Салтыков-Щедрин,  Лесков, Гаршин...    Все они, по большому счету,  были  в хорошем смысле реакционерами-патриотами. Беру  и читаю, могу с середины книжки. А  Чернышевский и Герцен - революционеры, их герои позже деградировали в героев Пильняка и Зощенко.
"Приваловские миллионы"  вообще внесла бы в школьную программу.
Мечта:  перелопатить  "В лесах", выписать поговорки,  впрочем, масса диссертаций написана  наверняка. Вот религиоведение вводят, никак не введут, лучше б целый год этот четырехтомник читали вслух на уроках!
20- й  век  очень разнороден. Хочешь не хочешь, но ты понимаешь, кто перед тобой - эмигрант или советский писатель.
"Лето господне"  ввела бы точно в школах. И тоже вслух!
Граф Алексей Толстой, вышедший  на партсобрание (надеюсь, все знают анекдот),  хорош! Перечитываю с удовольствием! И воспоминания  жен не помеха.
С превеликим удовольствием  -  Лавренев, Кондратьев, Гиляровский,  Шукшин, Бондарев, Распутин,  Белов,  Балашов, Думбадзе, Айтматов... Все вперемешку,  как и читаю.
В тот же ряд поставлю Нагибина. Но... Его "Дневники"  оставили столь тягостное  впечатление;   писали, что судьба  холодно указала на  неприличность  прижизненной публикации мемуаров,  внезапной кончиной  намекнув  другим.
  Нобелевский Пастернак неинтересен, скучен.
Пишу слету, полдня буду вспоминать , кого упустила, ну, они меня простят.

Запад.  Читала все, что было в б-ках.   Дюма, не удивлю никого.
 Об остальных не могу сказать, что кого-то выделяла, разве что  Стендаля. Но потом дочь разнесла в пух и прах, перечитала, поняла, что Еременко повлиял, видимо. Так что сегодня с удовольствием беру в руки О Генри, Твена, Гашека, Линдгрен, Лондона, Кристи.  Наверно, без многоточия.

Когда мне цитируют Жванецкого, дальше могу не  разговаривать. У большого  русского человека  С. Ямщикова описан момент, как к нему в мастерскую Ж.   пришел с кем-то, хохотнул, что какая- то дама сегодня родила от него ребенка, на что Ямщиков   попросил  освободить помещение. Вообще рекомендую Ямщикова, читать больно, но надо, хоть не во всем согласна с ним.
Ну, легкое чтиво - Поляков. Интересен  Козлов, кстати, отец  небезызвестной Анны Козловой, но тут как раз яблочко далеко откатилось.
Шаргунов,  Прилепин, читаю, но лексика  пачкает, хоть руки мой.
А  Рубину, Улицкую  и прочих читаю, чтоб знать врага.
Уф, напоследок точная цитата от  моего гуру:
"Отпечаток болезненной гениальности у Андрея Белого не давал покоя жеманно- холодной посредственности Владимира Набокова, но принести в жертву искусству ему было нечего, и он пристроился совращать малолетних нимфеток в прихожей эмигрантской литературы.
Сытый Запад принял "Лолиту  как пикантную приправу к русским классикам, и стеариновый Набоков сам себе стал стилизованным Достоевским."

Филологи, отдыхайте! Вас учили,  вы выучивали, возможно,  с собственным привкусием.  Я инженер,  мое  мнение абсолютно   самобытное.


 
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: moi_salon
2013-09-14 10:57 am (UTC)
Я не филолог.
Савву Ямщикова очень уважаю.
Достоевский для меня - как дышать. Он формулирует то, что я чувствую, а выразить не могу. Поэтому я бы не сказала, что это Библия.

Вот ещё. Я хотела Вас спросить. А читали ли Вы Наталью Громову? "Странники войны" и другое? Думаю, Вам было бы интересно.
А я уже из Ваших постов выписала книги и авторов, которых хочу прочитать.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: moi_salon
2013-09-14 11:03 am (UTC)
А ещё - книгу Александра Чудакова "Ложится мгла на старые ступени".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: moi_salon
2013-09-14 11:04 am (UTC)
Про Захара Прилепина - прочитала "Санькя", немного публицистики. Не моё.
Но с одной мыслью его согласна. Вот цитата:
"...Чтоб вы наконец сняли с себя эти белые одежды и презрительные лица, чтоб заткнулись говорить на тему покаяния моего народа за весь двадцатый век, за все его муки, и страдания, и Победы — и Победы, черт возьми....."
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2013-09-14 12:25 pm (UTC)
Нет, не знаю. Читаю по рекомендациям газеты "Завтра" и ЛГ. Где Вы живете? Без поводыря я была б "косоглазая". Мне очень помог один автор, который не без иронии завершил свой труд припиской: чтобы понять написанное, следует читать .в первую очередь, .... во вторую, .... не очень обязательно. Я штудировала несколько месяцев. Мир открылся с новой стороны. Найдите "Последнюю ступень" Солоухина. Там просто моя история, только его гуру был Илья Глазунов. Не обращайте внимания на концовку, жизнь расставила точки. А энциклопедия - "Спор о Сионе" Рида. Может, зря я советы даю. О Прилепине. Номер 33 за 2012 год газета "Завтра" , письмо З.Прилепина товарищу Сталину. Он перешел красную черту этим письмом, я его заучажала безмерно! А потом мгновенно газета " День литературы" номер 8 за 2012 Андрей Наврозов "Послание к ..." Это все надо купить, гоняюсь, как барбос, по Москве подчас. Очень люблю Семанова. Но Кожинов и С. Кара- Мурза - это учебники просто. Поэтому на худ. лит- ру неизвестных авторов просто сил нет.
Извините, верно, надоела. Получу от дочери втык, она меня просматривает, сворачивает.Очень поругивает.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: moi_salon
2013-09-14 10:05 pm (UTC)
Дочери передайте (а я её ЖЖ читала, правда и у меня был другой ЖЖ), что она сама тоже остервенело и классно пишет. Так что пусть не сворачивает ничего.

Я живу во Владивостоке, раньше - в Петербурге.

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: moi_salon
2013-09-14 10:07 pm (UTC)
А Ваши советы очень интересны, так что пишите и советуйте.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: moi_salon
2013-09-14 10:14 pm (UTC)
Вы знаете, я в политике очень плохо разбираюсь, стараюсь туда не лезть. Прочитала письмо Наврозова. Мне показался текст жутким. Возможно, он просто кому-то отвечал в том же духе.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2013-09-15 03:06 am (UTC)
Жаль, что Вы так далеко, в том смысле жаль, могла бы книги дать. Даже странно, мне кто пишет, все издалека. У меня из Владика вернулась подруга, говорит, плохо с работой там. Верно? Про Наврозова. Сперва было письмо Прилепина, потом Н. Я так понимаю, Вы его в инете нашли? К сожалению, я не владею особо, поэтому все ищу в печатном виде. Если речь идет о том письме, то оно не жуткое, а своевременное. Еще неизвестно, не будет ли иметь последствий для него лично.Негативных, в смысле. Спасибо за комплимент, села за тетрадку эту от злости за густое вранье. Тех, о ком Н. писал. За вранье об СССР, который взяли в 17-м, потеряли в 37, снова взяли в 91... Я была крайне аполитична, тряпки и ничего, кроме тряпок, но вот однако... Но я продиралась сама, только чтение мне помогло. Но, может, и права моя соседка, когда ты носил дубленку 20 лет, можно ее и не носить, а если ты ее не имел, то пусть страна рухнет, но я хочу дубленку. То, что я потеряла страну, с каждым годом для меня все трагичнее. Дочь- честный порядочный человек, и слава богу, хоть тут все в норме, но современная модель и спокойнее и меня, и отца, поэтому критику мне наводит. Спасибо Вам. Очень интересно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: moi_salon
2013-09-14 10:24 pm (UTC)
И ещё. Когда я читаю провокационный текст незнакомого мне автора, я иду искать побольше информации про самого автора.
Вот про Наврозова.
Ключевое - "ни дня не проучился в советской школе, воспитывался дома", "потратил на кокоток состояние своей бывшей жены, чем очень доволен".
Остальные перлы здесь - http://www.snob.ru/profile/7617
(Reply) (Parent) (Thread)
From: pahmutova
2013-09-14 03:48 pm (UTC)
Очень люблю Дюма.
О роли денег/аристократии в жизни общества мало кто писал как он.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2013-09-14 04:15 pm (UTC)
Надя! В понедельник я в Москве, а после жду Вас . Миндаль пересаживть в самый раз. Можете спирею белую накопать.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: pahmutova
2013-09-14 04:18 pm (UTC)
ОК, в среду тогда.
(Reply) (Parent) (Thread)