?

Log in

No account? Create an account
   О   ,, межнациональных отношениях"  во времена моей юности . Да. … - red_nadia [entries|archive|friends|userinfo]
red_nadia

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

[Aug. 2nd, 2013|02:27 am]
red_nadia
   О   ,, межнациональных отношениях"  во времена моей юности . Да. 
Но я получила в комментариях  теплые слова о друзьях.  Хочу немного продолжить эту тему.
 Я уже описывала  Каширку , где лечился мой отец. И как я благодарна врачам того времени. Отец ушел  из жизни дома, в моем Поворино.
Я  до сих пор помню смешанное чувство боли и ... стыда. Мне казалось, что  кто- то думает, что я не все сделала  для спасения. Никто так, конечно, не думал, но   ощущения  эти я помню. 
Мама меня просто  выперла из дома, чтоб я шла звонить в Москву  - нужны продукты на поминки!  Опять же помню свое недоумение- какие продукты?   Вроде  о традиции я знала, но, столкнувшись сама,  в первый момент   даже оскорбилась, но тут уже подключились все родственники,  и я сдалась.
 Продуктов как таковых там было  достаточно, но  нужны были ,так сказать, эксклюзивы.
Позвонила подружке,  все объяснила. Времени было вечер и утро, в 2 часа отходил с Казанского вокзала поезд  Волгоград- Москва, а к нему цеплялся поворинский  родной  вагончик, с местными проводницами.
Уже позднее я , холодея, думала, а что б мы делали, если б задержался с прибытием поезд?!
Но он пришел вовремя , в 10 утра. Мы только успевали вытаскивать коробки из вагона. Девчонки передали больше, чем  возможно!!!   200 штук гвоздик в двух ведрах, ящик  апельсинов, ящик свежих огурцов,  отлично помню  балык из нельмы, разделанную  тушку горбуши, колбаса сухая и полусухая,    какие- то копчености и т. д.    До меня за эти сутки дошло, что  это  необходимо, да, собственно, это последнее, что я могу сделать для папы.
 Сейчас все перечисленное , наверное, нелепо звучит, какие- то апельсины, огурцы, гвоздики.
 Но тогда   для меня это  просто не имело цены!   Совершенно очевидно, что обошлись бы без этого, но я просто в лепешку    готова была расшибиться,  чтоб было супер.  И если б не   две   Нади - Дроздова и Савельева-, не знаю...
 И хоть я с первой очень часто переругиваюсь, наверное, чаще, чем следовало бы ,   к фамилиям папиных врачей я всегда присоединяю эти  две...
  Ну, к ,, межнациональным".  Специально закавычиваю!
После войны папу послали в крошечное село  Ульяновку директором школы. Кажется,  его взяли на войну после 3- го курса пединститута,  а так как кадров было мало, его отправили директорствовать, а доучиваться пришлось заочно. В первый класс меня отправили в 6 лет. Жили мы при школе, я все равно с 2-х лет с мамой была на уроках, так что к 6 годам была вполне готова .  А через два месяца папу перевели в Поворино  заведующим РОНО.
В  Поворино меня, шестилетку, не хотели брать в школу, устроили собеседование.  Я  к тому времени ,,Онегина"  шпарила  лучше, чем сейчас, посмеялись, взяли.
А после второго класса мама, работавшая  в школе, которая, естественно, была железнодорожной, получила  ,, бесплатный"  билет!   То  есть могла поехать в любую точку страны  с ребенком. И мы с ней  решили, что поедем к ее сестре  в Барнаул. На  Алтай!   Почему- то мы ехали  через Москву.
Не знаю,  почему, но  кажется , что во всем поезде  были только общие  вагоны. И двигались они еле- еле.  Во всяком случае, мы должны были от Москвы ехать 4 суток.  Боже, сколько было впечатлений.  На крупных  станциях -  мороженое в стаканчиках!  Людт постоянно менялись, кто- то выходил, кто- то садился .Стала слышна чужая речь, то были татары. Из разговоров  взрослых я  сделала вывод, что  еще какая- то мордва  ( очень меня это слово тогда позабавило)  тут проживает,  чуваши.  В вагоне мы практически были одни, так далеко направлявшиеся.  И люди ехали по нескольку часов.  Рассказывали о  том, как живется.  В результате маму запугали ,  и она решила...  вернуться!  Поезд подходил к станции  Чернушка,   уже  Урал. Маму испугало, что все подсаживающиеся пассажиры разговаривали на своих языках, а впереди  еще сколько ехать!  Я вопила, что не выйду ни за что.  Меня-то ничуть не смущало, что люди говорят на своем языке. Допускаю , что у мамы были свои мысли на этот счет.  
 Мы не вышли.  Впрочем, за Уралом уже многоязычия не было.  А алтайцев я не видела.
И когда вернулись,  я не без гордости рассказывала,  что видела...  татар, мордву, чувашей. 
В городке  нашем жили, естественно, русские.  Но на станции , где мы болтались в поисках фантиков от конфет,  можно было увидеть  и  наших южан, и азиатов ( поезд  Москва- Душанбе до сих пор через Поворино бегает).   С бакинского поезда мне как- то дяденька дал яблоко. Прошло сто лет, ну не сто, но много, а бакинский до сих пор у меня вызывает ассоциации с тем яблоком. 
  Иэ Осетии приезжали тетки , покупали у нас пуховые платки. Угощали  орехами,лепешками. 
 К новому году привозили грузины на рынок мандарины.  Тоже угощали. 
  Все они жили в Доме приезжих, который находился прямо напротив моего дома. 
Спроста могли к нам постучаться, что- то спросить, попросить.
Так что географию с этнографией  изучали на практике.  Даже не  могу  вспомнить  случая  какого- либо, инцидента.
 Местные цыгане вызывали, скорее, чувство жалости   .
 Был в городе протезист,  Аветисян.  Очень веселый, жизнелюбивый, скажем так. Так его    просто обожали, впрочем, за мужчин не уверена. 
 Моя ближайшая подружка ,  Наташа Быченкова,  сообщила, что старший брат, студент, женился.  Помолчав, добавила, что жена еврейка. Уж я  пялилась на  эту Ритку, когда брат   ее привез. Вместе с Наташкой решили, что ничего особенного.
 Могу с полной ответственностью утверждать, что и все пять лет в Воронеже были такими же.
На потоке , в общаге   были армянин, азербайджанец, грузины,  чеченцы, ингуши, калмык, таджик ( о, какие дыни!), киргиз, черкес. Грузинами мы считали и абхазов.Это теперь, черт возьми,  они враги навек, а тогда чачу и домашнее вино пили вместе, чурчхелу ели после каникул.
Перед  общагой  коронный номер исполняли  .  Зикр! Тот самый, который все сегодня ненавидят, а  Алла Блашенцева его копировала отменно, кончая танец с ножом в зубах.
Большинство  переженились на русских, только у чеченцев   был один  лихач,  Бекхан, не знаю, как сложилась жизнь у них.
А вот когда я приехала в Москву,  впрочем, это  уже другое время.
LinkReply

Comments:
Читаю твои воспоминания и провожу параллели со своей жизнью и моих одноклассников и соседей... Как будто мы жили в разное время и в разных государствах.. Еще глубже убеждаюсь, что у каждого человека совершенно неповторимая жизнь, все судьбы различны и общественный строй в меньшей степени способствует той или иной жизненной ситуации..Все , вернее в большей степени зависит от личного выбора человека, хотя общественная мораль влияет.. Я в общежитии знала только калмыка и таджика( из нашей группы), а больше ни с кем даже словом не перекидывалась.. Мы были не очень скромными, а рядом была чистейшая Раичка Котова, Маша Попова и другие девочки..А были и совсем другие студентки.. Да, каждый строит свою жизнь по своему мировоззрению... Сейчас мне очень жаль молодых, общественная мораль ниже планки.., но в тоже время в Церкви я встречаю чистейших молодых людей, которые умудряются не запачкаться в окружающей грязи...Личный выбор во все времена определял жизнь и поступки человека, идеального общества не было и не будет.. Свобода внутри человека...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2013-08-02 12:52 pm (UTC)
И я , когда слышу воспоминания о том времени от А.Гербер или Хаки, полагаю, что мы жили в разных странах. Их вечно кто-то притеснял!!! Да еще по национальному признаку!А я , как ни ищу этот признак в прошлом, не могу его сыскать. И еще. Каждый видит, что он хочет. А со свободой... Я куда только не писала жалобы в то время, никого не боялась, а теперь и рот побоишься иногда открыть , можно и жизни лишиться.
(Reply) (Parent) (Thread)
Ты и сама подтверждаешь эту мысль,действительно, у каждого своя история жизни..Помню, когда Надя Ас-ва, дочь генерала, москвичка, рассказывала о своей юности и своем окружении,это был шок для меня.. А что касается Гербер, то ведь действительно во многие вузы не могли поступить с такими фамилиями, ведь это факт..Об этом на моей работе мне рассказывали.Мы с этим не сталкивались...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2013-08-03 05:52 am (UTC)
Угу, и Борис Абрамович Березовский яркое тому подтверждение.Не дурак и стал д.т.н.А если б не было ограничений, то Причиньку нашему ввек в Бауманку не попасть. Да и многим другим много куда. У Люси П. у дочери после муз. школы даже не стали брать док-ты в училище, бесполезно, сказали. Догадываешься, кто там был принят? Валентин сказал, что он на всю оставшуюся жизнь теперь...Так лучше? А Любимов, Миткова и прочая нечисть что кончали? Правильно, МГИМО, МГУ . Так что Гербер пусть разбирается не с Ванькой Ивановым, а с соплеменниками.И семибанкирщина тоже ,,способствовала" укреплнию дружбы народов. А тогда она была!!!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kamertonsha
2013-08-02 03:22 pm (UTC)
У нас в Волгограде национальный вопрос никогда не стоял остро, и сейчас так. Как-то все мирно сосуществуют.
А уж сколько метисов... Меня вот частенько принимают за лицо кавказской национальности. Спасибо предкам, примешали кавказской и турецкой крови. :-))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: red_nadia
2013-08-03 06:04 am (UTC)
Сейчас у каждого медийного лица знаю бабушек и дедушек(читаю в газетах). Возможно, я б к чеченцам, исходя из газетной информации, хуже относилась, но я с ними училась, знаю их. Да, они отличались малость, но они были ребята честные, не подлые. Поэтому исегодня во мне чеченоненавистницу не сделают никак. А на многих действуют СМИ, как медикаменты. Слушаю по радио звонящих людей, оторопь берет, причины от следствия не отличают. Согласна с Вами, что в наших краях никогда этот вопрос не стоял. Конечно, тут в Москве этот вопрос всегда иначе звучал.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kamertonsha
2013-08-03 07:19 am (UTC)
Для меня лично не национальность важна, а то, чем человек живет и дышит. Есть среди русских люди, с которыми нет ни малейшего желания общаться, и это еще мягко сказано.
Среди родственников, друзей и знакомых у меня есть лакцы, грузины, осетины, евреи, армяне, чеченцы, казахи, калмыки. Так что национализмом сроду не страдала.
(Reply) (Parent) (Thread)
Абсолютно с Вами согласна! Вообще-то каждый человек-это драгоценный камень(образ Божий), покрытый грязью(нашими грехами, пороками , страстями)и когда это начинаешь понимать, то совсем другое отношение к людям формируется, всех становится жалко..Сам больной и другие больны, только болезни разные...
(Reply) (Parent) (Thread)
Ой! Как хорошо, что у нас есть Волгоград и Кубань! Езжу на дальний рынок специально покупать волгоградские помидоры, абрикосы... Такие чудные люди, дети им помогают, приятно общаться с такими людьми! Пусть цветет и благоденствует наша южная земля и нас подкармливает!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kamertonsha
2013-08-03 07:14 am (UTC)
Да-да-да! Пусть цветет и благоденствует! Мы только "за". :-))

Edited at 2013-08-03 07:15 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)